В этом году знаменитому советскому грузовику ЗИЛ-157 исполняется 60 лет с момента начала выпуска. Он продержался на производстве целых 33 года: для советских автомобилей это еще не рекорд, но, безусловно, срок внушительный! Едва ли конструкторы 157-й модели прочили своему детищу такую долгую жизнь, но вышло так. В этом материале – подборка с фотографиями различных модификаций этого знаменитого грузовика, известных и неизвестных. Приятного просмотра!
Машина, которую можно считать первым прототипом «сто пятьдесят седьмого»: опытный ЗИС-151А (он же ЗИС-Э121Г) образца 1953 г. На этой машине еще нет системы подкачки шин, но ошиновка уже односкатная, а компоновка полностью соответствует будущим «сто пятьдесят седьмым». Интересно, что эту компоновку для «зисовцев» разработал знаменитый «газовец» Андрей Липгарт
На следующий год (1954) появился альтернативный прототип ЗИС-Э128А. У него была трансмиссия другого типа (с проходным средним мостом и межколесными блокировками), а также предусматривалась возможность установки V-образных моторов. В дальнейшем эта машина трансформировалась в другой знаменитый грузовик – ЗИЛ-131
В свою очередь, конструкция ЗИС-Э121Г в 1955 году трансформировалась в доработанную односкатную модель ЗИС-Э121Е с широкопрофильными шинами и внешней системой подкачки. Ее в дальнейшем переименовали сперва в ЗИС-151Г, а потом решили выделить отдельный новый индекс ЗИС-157
На конвейер грузовики ЗИЛ-157 поставили в октябре 1958 года взамен старой модели ЗИЛ-151 (с двухскатными колесами). К этому времени они уже обрели привычную внутреннюю систему подкачки шин, без торчащих снаружи шлангов, которые было легко оторвать, например, при езде через кусты
На базе модификации ЗИЛ-157Б без подкачки шин пробовали построить вездеход на арочных шинах (1958 г.). Серийно такая версия не производилась
Разработали и седельный тягач ЗИЛ-157В: его выпускали небольшими тиражами в первую очередь для буксировки ракетных комплексов
ЗИЛ-165 – вариант глубокой модернизации автомобиля ЗИЛ-157, разработанный на перспективу еще в 1957 году. У этой машины стоял более мощный карбюраторный двигатель (но тоже рядный), коробка передач с синхронизаторами и новая кабина типа ЗИЛ-130, рулевое управление с усилителем. Решение о выпуске принято не было
С 1961 года выпускали грузовик ЗИЛ-157К, который получил новое сцепление, новую коробку передач от ЗИЛ-130 с синхронизаторами и современные телескопические амортизаторы
В 1978 году «сто пятьдесят седьмой» пережил последнюю на своем веку крупную модернизацию: на конвейер встала базовая модель ЗИЛ-157КД с новым рядным 6-цилиндровым двигателем, который был максимально унифицирован с V-образными двигателями ЗИЛ-130. Заодно для ЗИЛ-157КД подняли на 500 кг грузоподъемность (до 3 т на грунте и 5 т на шоссе)
Вместе с моделью 157КД, адресованной армии, на производство должна была встать и новая сельскохозяйственная модификация ЗИЛ-4311 с универсальной грузовой платформой и новым оперением кабины (разработка 1976 года). К сожалению, ее освоение так и не состоялось из-за переноса производства семейства «157» из Москвы на филиал ЗИЛа в закрытом городе Свердловск-44 (ныне Новоуральск)
В Свердловске-44, на заводе УАМЗ, первый грузовик ЗИЛ-157КД собрали в конце 1977 года. В Москве этих «старичков» прекратили делать с апреля 1982-го, зато на УАМЗе выпускали еще долго, сняв с конвейера только в 1991 году. Для сельских потребителей на многие грузовики ЗИЛ-157КД уральского производства стали монтировать упрощенные грузовые платформы с тремя откидными бортами – такие, как на этом фото
В дальнейшем, в период 1981–1985 гг., на УАМЗе проводились эксперименты по применению для ЗИЛ-157КД кабины и оперения от более современных моделей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Однако дело опять ограничилось лишь постройкой нескольких опытных образцов под обозначением ЗИЛ-Э157КДМ: вместо выпуска подобных гибридов с 1987 года УАМЗ догрузил свои производственные мощности сборкой стандартных грузовиков ЗИЛ-131Н